Аудит коммерческой организации

Любой субъект бизнеса вынужден конкурировать с другими участниками рынка. Чтобы превзойти их по показателям и привлечь максимальное количество клиентов, необходимо улучшить работу внутренних систем и постоянно держать под контролем деятельность компании. Дать реальную оценку этой деятельности могут независимые эксперты, специалисты аудиторских фирм, услуги которых достаточно востребованы. Потому что только независимые аудиторы могут оценить истинное положение дел в компании, поскольку они проводят проверку бухгалтерской отчётности. По результатам этой проверки выносится аудиторское заключение.

 

Цели и задачи аудита

Аудиторы проверяют, насколько информация, изложенная в документах, соответствует действительности. Прежде всего, это нужно руководителю или собственнику компании, так как результаты проверки способствуют оптимизации её деятельности. Бухгалтерский (финансовый) аудит позволяет:

  1. Своевременно выявить проблемы в бухучете и налогообложении.
  2. Исправить возможные ошибки.
  3. Снизить риски (финансовые, налоговые, юридические).
  4. Опровергнуть или подтвердить факты, имеющие отношение к правовой или финансовой сфере.
  5. Избежать штрафных санкций и прочих наказаний со стороны налоговой инспекции и судебных органов.
  6. Снизить вероятность доначисления налогов.
  7. Снизить размер убытков.
  8. Отладить взаимодействие с контрагентами.
  9. Привести деятельность компании в полное соответствие с требованиями законодательства.

Обязательный и добровольный аудит

Законом регламентированы случаи, когда аудит проводится в обязательном порядке. К примеру, если компания:

  1. Является акционерным обществом.
  2. Осуществляет долевое строительство.
  3. Занимается страховой деятельностью.
  4. Специализируется на выдаче кредитов и микрозаймов.
  5. Имеет статус товарной или фондовой биржи, инвестиционного или негосударственного пенсионного фонда, существующего на добровольные отчисления граждан и юридических лиц.
  6. Входит в число предприятий (не КФХ и СПК), у которых объем выручки за истекший отчётный период (год) превышает 800 млн. рублей.

Компании, которым по закону не требуется аудит, могут пройти эту процедуру добровольно. Это – своего рода «страховка» от неожиданностей, которые могут возникнуть в процессе налоговой проверки. Примечательно, что функцию заказчиков иногда выполняют потенциальные инвесторы, а также учредители ООО, которые хотят знать, насколько соответствуют занимаемым должностям главный бухгалтер и генеральный директор. Кстати, инициатором аудиторской проверки может стать и генеральный директор, если произошла смена главбуха.

 

Добровольные аудиторские проверки и их особенности

При добровольном (инициативном) аудите компания сама определяет, что именно должны проверить аудиторы и как они это будут делать. Проверка может быть комплексной, что предполагает работу со всей отчётностью за определенный период. Но чаще всего проводится выборочная проверка, когда рассмотрению подлежат отдельные участки бухучета или же расчеты по конкретному налогу. Если аудиторы изучают документы выборочно, то есть вероятность не обнаружения ошибок, потому что они могут быть в документах, не подлежащих рассмотрению. Поэтому, заказчикам имеет смысл отдавать предпочтение сплошным проверкам, несмотря на то, что они длятся дольше и отличаются более высокой стоимостью.

Как проходит аудиторская проверка?

Это – процесс поэтапный, который всегда начинается с подготовительных мероприятий, в рамках которых определяется тактика и стратегия проведения процедуры. Программа аудиторской проверки обязательно согласовывается с клиентом, а все работы выполняются в строгом соответствии с графиком. После этого формируется группа аудиторов, численность которой зависит от масштабов компании и объема работ. Чем тщательнее подготовка, тем больше информации аудиторы получают об объекте исследования. Это способствует выявлению слабых мест компании и позволяет повысить скорость выполнения проверки без потери качества.

Следующий этап – сбор информации и ее анализ, что предполагает тщательное изучение первичных документов, детальное рассмотрение учётной политики, ознакомление с бухгалтерской отчётностью, изучение содержания договоров с контрагентами и многое другое. Суть этих мероприятий заключается в проверке правильности заполнения документов и соответствия действительности информации, в них отображенной! Кроме того, все операции должны полностью соответствовать закону. Если в процессе были выявлены неточности и ошибки, то аудиторы дают рекомендации по их устранению. Но аудиторское заключение формируется не только с этой целью.

 

Формы выражения мнения аудиторской компании

В редких случаях аудиторы могут отказать клиенту в выдаче заключения. Так происходит, если аудиторская компания в ходе проверки выявляет ряд обстоятельств, при наличии которых заключение о достоверности бухгалтерских документов и сведений, отображенных в них, выдать невозможно. Но чаще всего, заключение выдаётся, и оно может быть представлено в одной из нескольких форм:

  1. Положительное. Это значит, что аудиторская компания выполнила проверку, изучив бухгалтерский баланс, отчёты и прочие документы, в том числе и те, что имеют отношение к движению денежных средств. В ходе этой проверки выяснилось, что финансовое положение компании соответствует действительности, на основании чего и выдаётся положительное заключение.
  2. Частично положительное. Здесь имеется в виду, что аудиторская проверка проведена успешно, и в ходе нее не было выявлено грубых нарушений и серьезных несоответствий. Но зато были выявлены некоторые моменты, не влияющие на характер заключения, но требующие внимания со стороны руководства компании или заказчика, инициировавшего проверку.
  3. Спорное. Это тот самый случай, когда аудиторская компания не может выдать абсолютно положительное заключение по причине наличия обстоятельств, влияющих на достоверность отчётности. Этот факт подробно описывается в заключении.
  4. Отрицательное. Это означает одно: документы содержат недостоверную информацию, следовательно, они не соответствуют реальному финансовому положению компании.

Остаётся добавить, что аудиторское заключение составляется в соответствии с федеральным стандартом аудита №6, и в нем обязательно должны присутствовать следующие пункты:

  • наименование;
  • ФИО лица, которому предоставляется заключение;
  • сведения об аудиторской компании;
  • сведения о субъекте, в отношении которого проводится проверка;
  • введение;
  • описание характера работ;
  • заключение экспертной группы;
  • дата и подписи.

 

Кто вправе проводить обязательный аудит коммерческой организации?

В случаях, указанных в п.3 ФЗ №307, обязательную аудиторскую проверку могут проводить только специальные компании (аудиторские организации), имеющие все разрешительные документы на осуществление заявленной деятельности. Услугами индивидуальных аудиторов, работающих самостоятельно, также можно воспользоваться, если это не запрещено указанным выше законом. Чтобы провести добровольный аудит, достаточно заключить договор с индивидуальным аудитором.

Примечательно, что существует целый ряд случаев, когда проведение аудиторской проверки не представляется возможным. Поэтому, по закону аудиторы должны отказаться от процедуры, что необходимо, если:

  1. Руководство или один из сотрудников аудиторской фирмы является учредителем, генеральным директором или главным бухгалтером компании, подлежащей проверке.
  2. Родственники руководителя или одного из сотрудников аудиторской фирмы занимают руководящие посты в проверяемой компании (являются должностными лицами).
  3. У аудиторской фирмы и проверяемой общие учредители.
  4. Компания, подлежащая проверке, входит в число учредителей аудиторской фирмы или же является ее дочерней компанией.
  5. Один из аудиторов работал в проверяемой компании (за три года до её проверки) и в его должностные обязанности входило ведение учета.

Все прочие случаи определены в п. 8 ФЗ №307.

 

Аудит субъектов малого бизнеса

Предприятия малого бизнеса являются важнейшим социально-экономическим сектором. При проведении аудиторской проверки компания, выполняющая эту работу, должна придерживаться общих правил. Но при этом необходимо учитывать специфику структуры и деятельности таких субъектов бизнеса. К примеру, численность работников предприятий малого бизнеса – небольшая, а это значит, что разделение полномочий сотрудников, ответственных за бухгалтерию и финансы, отсутствует. Это создаёт определенные сложности, равно как и тот факт, что руководитель такой компании имеет влияние на все сферы, в том числе, и бухучет.

Аудиторская проверка на предприятиях малого бизнеса часто осложняется тем, что записи ведутся нерегулярно и не по установленной форме. Кроме того, у подобных компаний бывает солидный объём операций с наличными, из-за чего выручка фиксируется не вся или ее размер умышленно занижается. К тому же, взаимные сверки проводятся нерегулярно, что также не позволяет аудиторам увидеть объективную картину и дать правильную оценку деятельности компании.

 

Аудит торговых организаций

На торговле стоит мир, и ее по праву можно назвать «царицей бизнеса». Большинство компаний отдает предпочтение именно торговой деятельности, но для того, чтобы она была эффективной, требуется актуальная и точная информация, предоставленная независимым источником. Чтобы ее получить, нужно правильно вести финансовую отчётность! Аудит торговой организации требует особого подхода, поэтому эксперты тщательно изучают и анализируют информацию о товарообороте, состоянии товарных запасов, валовом доходе. При этом аудиторов интересует, как именно осуществляется контроль над сохранностью товаров и насколько рационально используются товарные запасы. Без внимания не остаётся и налоговая документация.

Что даёт аудиторская проверка торговой организации? Предоставленная экспертами информация помогает выявить наличие/отсутствие потребности в дополнительном финансировании. Кроме того, эти сведения позволяют принять правильные решения в области ценообразования и организации сбыта продукции. И в большинстве случаев, результаты аудиторской проверки способствуют пересмотру принципов ведения бухгалтерской и финансовой отчётности и даже помогают выбрать оптимальную систему налогообложения!

 

Аудит кредитно-финансовых учреждений

К числу таких компаний относятся банки и микрофинансовые организации. Цель проведения аудиторской проверки в отношении них – узнать, насколько достоверны сведения, отображаемые КФУ в отчётных документах за определенный период. В таком случае, проверке подлежит бухгалтерский баланс, сведения о движении денежных средств, документы, указывающие на уровень достаточности капитала, отчёты о прибыли и убытках. Заключения аудиторов составляются в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства. При этом, кредитно-финансовое учреждение обязано предоставить аудиторской компании все документы, необходимые для изучения и анализа.

 

Как выбрать аудиторскую компанию?

На стабильность и компетентность аудиторской компании влияет срок ее существования и опыт работы сотрудников. Чем старше фирма тем лучше, при этом её репутация имеет немаловажное значение. Аудиторы обязательно должны быть знакомы со спецификой бизнеса заказчика и иметь опыт проверок в соответствующей сфере. Если аудиторская фирма работает по низким расценкам, то это серьезный повод для того, чтобы задуматься: а стоит ли вообще прибегать к ее услугам? Высококвалифицированные специалисты слишком ответственно относятся к работе (что очень хорошо), ценят свой труд и время. Поэтому они не работают по низким ставкам. Стоимость трудозатрат рассчитывается перед проверкой!

 

Оставить комментарий